Насчёт замены хилоним на харедим: суть не в том, кто кого заменяет, а как люди друг к другу относятся. Хилоним не мешает, что харедим становится больше; им мешает отношение этого растущего общества к ним, к хилоним. Если бы эти два общества жили мирно друг рядом с другом, на самодостатке, и без попыток навязывать друг другу свои взгляды и стиль жизни, то я думаю, что гораздо меньше хилоним имели бы какие-либо оговорки. Эту тему мы уже обсуждали в предыдущих переписках.
Насчёт избранности в иудаизме: конечно же, претендовать на учёность я не могу. Учился я в “Хорев” и впоследствии в “Махон Лев”, но отличником никак не был, и говорю лишь из того, что осталось впечатано в памяти с тех пор. За материалы буду благодарен; предварительно должен поделится одним вопросом из текста “מכתב לרב”, который я тебе когда-то приносил. Один отрывок в нём создал у меня особенно тяжёлое впечатление. Там приводятся разные источники на тему того, что Галаха запрещает нарушать субботу ради спасения жизни нееврея — из Гемары, Шулхан-Аруха и Хафец-Хаима. То, что шокировало наиболее всего, это “ответ” рава Овадьи, который разрешил в наше время врачам-евреям лечить неевреев в субботу, но только потому, что иначе врачи-неевреи могут отказаться спасать евреев! То есть не то, чтобы это противостояло человеческой морали — смотреть сложа руки на умирающего и не помогать ему по причине его “пятой графы”, а просто иначе могут на наших наехать! По моему этот “псак” ещё хуже предыдущих — те хотя бы честны насчёт своего отношения к ценности жизни разных видов людей, а этот просто почти коммерческий какой-то. Я не сомневаюсь, что у всего этого есть замечательные объяснения в иудаизме, но стоит отделить факты от интерпретаций. Интерпретации можно обсуждать, а факты есть как есть. И я затрудняюсь себе представить, как можно описать эти “галахот”, кроме как расизм чистой воды.
Конечно же, в своё время такова была общая мораль и Иудаизм был наравне со всеми — с исторической точки зрения, претензий нет. Но из своего религиозного образования я как-то не помню, чтобы эти книги рассматривались критически, как исторические документы, через призму времени. Это были святые книги, в которых лежала практически вся мудрость человечества; критика была вне лексикона. Мне сегодня это просто не реально представить.
Насчёт мусульман в Европе: я несомненно наивен. Вообще модерная система вся наивна: иногда посмотришь на фотографию какого-нибудь обвиняемого в суде, и сразу всё понятно — ну посмотрите на его рожу! Ведь видно, что вор! Насколько можно быть наивным? Требуют доказательств, дурни. Раньше такого не было. Вот сбежал негр Джим с плантации — надо стрелять! Ведь ясно, что он насиловать наших дочек собирается — смотри как сбежавший намедни соседский негр Джек насиловал! Лучше всего заранее вздёрнуть его на дерево.
Сарказм, конечно, но я думаю идею ты понял. Можно к людям относится с опасением, пока они не докажут себя стоящими доверия, а можно наооборот — доверять, рискуя иногда обжечься мошенником. У меня нет никаких сомнений — я выбираю жить по второму принципу. Сломаюсь ли я в один день, когда до меня доберутся мошенники? Возможно. Заплачу ли я за это жизнью? Тоже возможно. В Иудаизме ведь есть принципы, ради которых человек должен быть готовым нести тяжёлые жертвы, правильно? Так вот и у меня есть. Я не готов изначально начинать свою жизнь в уже сломанном виде. Пока, бли аин-га-ра, всё в порядке.
March 17, 2012