Об абсолютной и единственной истине и к вопросу о том, что есть свет – волна или частица. Ты прав: ответ науки — ДА!!! И то, и другое! Одновременно и волна, и частица, ты прав, по-научному это называется “корпускулярно-волновой дуализм”! А по-еврейски на эту тему есть старый анекдот. Приходят двое к ребе со своим спором; ребе выслушал одного и говорит: Ицик, ты прав! А потом другого и говорит: Йоселе, ты прав! Ушли оба озадаченные, а жена ребе говорит ему: как же ты говоришь и тому, что он прав, и другому, что он прав? А он отвечает: и ты, Сареле, тоже права! И анекдот этот достаточно глубок, раскрывает стиль и самую суть еврейского мышления и гораздо древнее, чем корпускулярно-волновой дуализм в науке! И в этом же духе в итоге многих споров в Талмуде сказано: “אלו ואלו דברי אלוקים חיים”! Но это не значит, что нет абсолютной истины! Истина, при всем этом, все-таки одна — по самому своему определению!
Могут быть разные ситуации, в простом случае она явно видна сразу, а иногда надо помучиться, чтобы ее отыскать. Могут быть разные мнения, сколько будет 2 х 2, три, четыре или пять, и придерживающиеся этих мнений могут быть вполне уважаемыми людьми, но истина одна: 2 х 2 будет четыре, иначе разрушается вся арифметика, и ребе здесь не скажет того, что сказал в другой ситуации тем людям, и Талмуд не скажет “אלו ואלו…”! Но не все, к сожалению, всегда так просто, как 2 х 2 = 4!
Ситуация, когда обе спорящие стороны кажутся нам правыми, как и другие, в которых мы попадаем в логический тупик, называется, как всем известно, парадокс, из них знаменитые – “парадокс Ахиллеса и черепахи”, “парадокс близнецов” в теории относительности, или вопрос о том, может ли Б-г сотворить камень, который Он Сам не сможет поднять… Тот факт, что “истина одна”, означает, что существует какой-то “взгляд сверху”, какое-то “высшее знание”, охватывающее обе стороны и “снимающее противоречие” (см. это понятие в Google). И этот взгляд, это знание и есть та самая “единая, глобальная истина”, о которой ты спрашиваешь. Бывает, что сил и знаний у человека, группы людей, иногда всего человечества не хватает, чтобы достичь этой истины, по крайней мере в данный момент, и в этом заключался намек того ребе. В такой ситуации “оба правы” – временно, до выяснения истины, — но, опять-таки, это не значит, что ее нет!
Конкретно о свете. Когда волна и когда частица? Если есть решетка, период которой намного больше длины световой волны (например, свет проходит через решетку на окне), частицы света, фотоны, ведут себя почти как частицы (почти – хотя не совсем) и мы видим просто тень от решетки. А если период сравним с длиной волны, как, например, в тумане из мелких дождевых капель, или на тончайшей пленке из нефти на поверхности воды и т. п., то фотоны ведут себя почти как волна (опять же — “почти”), и возникает волновая картина — в виде радуги. Короче говоря, частица и волна как свойства света имеют “сферы влияния” – каждый свою сферу явлений, где свойства волны или частицы проявляются с наибольшей силой, и мирно уживаются в рамках современной, получившей достаточное развитие теории света – это и есть “снятие противоречия”! А абсолютная единая истина — есть, и она не в том, что свет – либо волна и не частица, либо частица и не волна. Истина — в сути самой теории света, позволяющей в каждом конкретном случае предсказать, в какой мере свет будет проявлять себя как волна, и в какой мере – как частица! Эта теория и есть в данном случае “снятие противоречия”, то самое “высшее знание”, оно же — “единая истина”. А чем достигнуто это развитие? Возвращаемся к тому же – тяжкими трудами ученых! А “без труда – не вынешь и рыбки из труда”, как говорит русская пословица, а еврейская говорит так: “Не потрудился и нашел – не верь ему; потрудился и нашел – верь ему”! Но, увы, “тяжкие труды” – ныне вещь непопулярная! Звучит тоскливо и занудно в нашем грешном поколении, ленивом и малолюбопытном, любящем все легкое и быстродостигаемое…
Тема, конечно, не закончена; остается вопрос, почему даже тяжкие труды не всегда приводят к истине и где гарантия, что ты ее нашел… Однако не все сразу; на сегодня хватит.
Пока! Папа
April 22, 2012