Автор: Пинхас Перлов
Привет, Саша!
Постараюсь коротко, но очень конкретно, по последнему письму.
Желание подходить ко всем людям одинаково, без всякой дискриминации, ни в ту, ни в другую сторону, — в этом есть, конечно, нечто положительное. Сам гер был бы тому только рад, — он для того и пришел и больше всего мечтает слиться с новой средой. Да и вообще относиться ко всем одинаково – хорошее желание, беда только, что неосуществимое. Будь все люди одинаковыми – другое дело, но люди отличаются, очень и очень. Не только внешностью – цветом кожи, ростом и т. п., — это как раз не причина ни для какой дискриминации, я с тобой в этом совершенно согласен. Но все прочие отличия невозможно игнорировать: люди отличаются силой, как физической, так и умственной, душевными качествами и характером, возрастом и здоровьем, знаниями и опытом — жизненным и профессиональным, имущественным и общественным положением, и т. д., и т. п… Из этого вытекают отличия в подходе к ним, или, как ты говоришь, “дискриминация”. Есть, в конце концов, старики и дети, инвалиды и больные… Разве можно относиться к ним как ко всем??? А в иудаизме один их важнейших принципов — помощь слабым, об этом много говорят пророки. Да и не только иудаизм – сейчас в Израиле много говорят о “социально слабых слоях населения”.
И вообще: “любить” означает прежде всего “помогать”. Не подходить к негру-геру и признаваться ему в любви — он в этом не нуждается, — а помогать. Материально и душевно, с умом и тактом.
Да, конечно, геру было бы приятно, если бы его принимали как всех, на равных, но он – самый настоящий “социально слабый слой”. В этом причина его “дискриминации”, а не в том, что он негр или кто-то еще. Движимый лучшими чувствами (если он действительно гер цедек), он приходит в новую для себя среду, где у него нет родных, друзей и знакомых. Не знает языка, обычаев и часто попадает в неловкое положе-ние… Не получил еврейского воспитания и мало знаком с иудаизмом… Чувствует себя одиноким и растерянным… Возможно, отличается внешностью и ловит на себе взгляды… Да и о чем вообще говорить! Ведь даже если человек не гер-прозелит, принадлежит к тому же народу и вынужден был оставить родные места, как беженцы во время войны (ведь “гер” – это от глагола “лагур”, означает также “пришедший пожить”, то есть просто “пришелец”), — все равно ему тяжело, ведь он все оставил на родине, а здесь у него все с нуля! У него нет репутации, к нему относятся настороженно; ему трудно взять заем, найти поручителя, и даже если он приехал с деньгами и хочет открыть дело – трудно найти компаньона… А если он хороший мастер – здесь он как новичок в профессии… Начинать в профессии всегда тяжело, но на родине знают его отца и родню, недаром ведь у русских, кроме имени, есть фамилия и отчество, да и у евреев говорят “плони бен плони”… Можно еще долго продолжать об этом. (Честно говоря, лично мы, приехавшие из СССР, хотя и чистые евреи, испытали на себе немало из всего этого, так что я пишу со знанием дела. И очень-очень хотелось тогда, чтобы нас любили!)
Помощь слабым, не только герам, – это всегда дискриминация, всегда за счет сильных и всегда есть опасность задеть самолюбие получающего (поэтому есть восемь ступеней в том, как давать цдаку беднякам, чтобы поменьше задевать их честь). Есть множество рассказов на эту тему.
Итак, гер – это всего лишь одна из категорий слабых, которым предписано помогать (и даже более того – любить). Ну и что же в этом, в конце концов, плохого? Не дискриминировать гера, даже в его пользу – так заодно уж и инвалида вместе с ним: чем он отличается и чем он лучше? Вошел инвалид в автобус: есть место сесть – пусть сядет, нет места – пусть стоит, как все! Чего уступать? Такой вот гуманизм – пусть хоть помрет, лишь бы без дискриминации!…
Кстати, кроме гера, иудаизм крайне строго предупреждает не обижать вдову и сироту – тоже категории “социально слабых”. Как ты смотришь на это с точки зрения гуманизма?
А про неевреев уже в другой раз, поздно. Пока!
Постараюсь коротко, но очень конкретно, по последнему письму.
Желание подходить ко всем людям одинаково, без всякой дискриминации, ни в ту, ни в другую сторону, — в этом есть, конечно, нечто положительное. Сам гер был бы тому только рад, — он для того и пришел и больше всего мечтает слиться с новой средой. Да и вообще относиться ко всем одинаково – хорошее желание, беда только, что неосуществимое. Будь все люди одинаковыми – другое дело, но люди отличаются, очень и очень. Не только внешностью – цветом кожи, ростом и т. п., — это как раз не причина ни для какой дискриминации, я с тобой в этом совершенно согласен. Но все прочие отличия невозможно игнорировать: люди отличаются силой, как физической, так и умственной, душевными качествами и характером, возрастом и здоровьем, знаниями и опытом — жизненным и профессиональным, имущественным и общественным положением, и т. д., и т. п… Из этого вытекают отличия в подходе к ним, или, как ты говоришь, “дискриминация”. Есть, в конце концов, старики и дети, инвалиды и больные… Разве можно относиться к ним как ко всем??? А в иудаизме один их важнейших принципов — помощь слабым, об этом много говорят пророки. Да и не только иудаизм – сейчас в Израиле много говорят о “социально слабых слоях населения”.
И вообще: “любить” означает прежде всего “помогать”. Не подходить к негру-геру и признаваться ему в любви — он в этом не нуждается, — а помогать. Материально и душевно, с умом и тактом.
Да, конечно, геру было бы приятно, если бы его принимали как всех, на равных, но он – самый настоящий “социально слабый слой”. В этом причина его “дискриминации”, а не в том, что он негр или кто-то еще. Движимый лучшими чувствами (если он действительно гер цедек), он приходит в новую для себя среду, где у него нет родных, друзей и знакомых. Не знает языка, обычаев и часто попадает в неловкое положе-ние… Не получил еврейского воспитания и мало знаком с иудаизмом… Чувствует себя одиноким и растерянным… Возможно, отличается внешностью и ловит на себе взгляды… Да и о чем вообще говорить! Ведь даже если человек не гер-прозелит, принадлежит к тому же народу и вынужден был оставить родные места, как беженцы во время войны (ведь “гер” – это от глагола “лагур”, означает также “пришедший пожить”, то есть просто “пришелец”), — все равно ему тяжело, ведь он все оставил на родине, а здесь у него все с нуля! У него нет репутации, к нему относятся настороженно; ему трудно взять заем, найти поручителя, и даже если он приехал с деньгами и хочет открыть дело – трудно найти компаньона… А если он хороший мастер – здесь он как новичок в профессии… Начинать в профессии всегда тяжело, но на родине знают его отца и родню, недаром ведь у русских, кроме имени, есть фамилия и отчество, да и у евреев говорят “плони бен плони”… Можно еще долго продолжать об этом. (Честно говоря, лично мы, приехавшие из СССР, хотя и чистые евреи, испытали на себе немало из всего этого, так что я пишу со знанием дела. И очень-очень хотелось тогда, чтобы нас любили!)
Помощь слабым, не только герам, – это всегда дискриминация, всегда за счет сильных и всегда есть опасность задеть самолюбие получающего (поэтому есть восемь ступеней в том, как давать цдаку беднякам, чтобы поменьше задевать их честь). Есть множество рассказов на эту тему.
Итак, гер – это всего лишь одна из категорий слабых, которым предписано помогать (и даже более того – любить). Ну и что же в этом, в конце концов, плохого? Не дискриминировать гера, даже в его пользу – так заодно уж и инвалида вместе с ним: чем он отличается и чем он лучше? Вошел инвалид в автобус: есть место сесть – пусть сядет, нет места – пусть стоит, как все! Чего уступать? Такой вот гуманизм – пусть хоть помрет, лишь бы без дискриминации!…
Кстати, кроме гера, иудаизм крайне строго предупреждает не обижать вдову и сироту – тоже категории “социально слабых”. Как ты смотришь на это с точки зрения гуманизма?
А про неевреев уже в другой раз, поздно. Пока!
May 3, 2012