Автор: Пинхас Перлов
Привет! Прежде всего — вопрос правильный и актуальный, острый и болезненный, а для в ситуации нашей дискуссии для меня — можно сказать, просто подножка. Не могу однозначно судить высказывание большого рава, такого, как р. Штейнман, “с высоты своего роста” (кто я по сравнению с ним!), и не зная всех деталей; вопрос о точности цитирования и контекста его слов тоже не снимается полностью. Во всяком случае, спросить у него очень бы хотелось, будь у меня такая возможность, и спросил бы я у него о его словах в свете сказанного в мишне Пиркей авот 1:11: “Мудрецы, остерегайтесь в словах своих!”
А Бартанура там приводит исторический пример: — как из-за неосторожного высказывания Антигноса иш Сохо, неправильно понятого (точнее, недопонятого) его учениками (Цадоком и Бейтусом), эти ученики испортились, а за ними — и их ученики, которых прозвали “цдуким” — общее наименование для отрицавших устную Тору, и это было огромное несчастье на целую эпоху (хотя, несомненно, были и другие предпосылки).
И тут-то — самое удивительное: информация об этой ошибке великого мудреца не замазывается и не скрывается, а передается из поколения в поколение, как и об ошибках других великих — Моше, Давида, Шломо и т. д., и т. д. И о грехах и ошибках всех царей; и даже праотцев — Авраама и Яакова! (На Ицхака я, по правде говоря, критики никогда не видел, так что не знаю). Так и обо всех делах нынешних поколений и личностей откроется нам в будущем — что было более удачным и что менее удачным в их словах и делах, — можно не волноваться об этом!
А вообще, не касаясь р. Штейнмана, могу сказать одно: ни об отдельных людях, ни в целом о таком неописуемо грандиозном четырехтысячелетнем явлении, как иудаизм, во многом определившем пути всего человечества, нельзя судить по худшим образцам. Да и сами хилоним не любят, когда их так судят, — и они правы.
И одно могу сказать о себе: после того, как мне стала (очень и очень постепенно, на протяжении многих лет!) раскрываться грандиозная, совершенно неописуемая мудрость иудаизма, и я знаком с лучшими образцами, — я бы себя не уважал, если бы меня могли поколебать какие-то неудачные, непонятно по каким критериям подобранные раввины-чиновники в рабануте (о которых ты когда-то мне писал; скорее всего, кстати, даже там не все уж такие плохие) и другие имеющиеся в изобилии недостатки, естественные в нашем слабом поколении… Важно и то, какой ценой далось мне мое “вхождение в еврейство”, какие войны пришлось вести — и с властями, и с родными. (Других в этом смысле судить не берусь, учитывая, что у каждого своя непростая история, отличная от моей).
И последнее, возвращаясь к словам р. Штейнмана: он сказал что-то не так, по существу или по форме, — или мы его неправильно поняли? Я склоняюсь к последнему; обязательно вернемся к этому. Хотя вообще человек из плоти и крови, даже самый великий, не застрахован от ошибок. И если даже Моше, тоже человек из плоти и крови, своими ошибками, и другие великие, и даже целый народ — своими грехами, даже очень большими, не смогли поколебать и отменить великих истин и отменить Божественные планы, — а к таким истинам относится и все, о чем я писал относительно избраности и т. п., — то тем более не может этого сделать одно неосторожное слово, сказанное в наших поколениях.
А в целом — спасибо за интересный и ценный вопрос; не могу скрывать, люблю острые вопросы. Извини за задержку с остальными! У меня уже много накопилось в черновиках и еще больше в голове.
Привет Дане! Пока!
А Бартанура там приводит исторический пример: — как из-за неосторожного высказывания Антигноса иш Сохо, неправильно понятого (точнее, недопонятого) его учениками (Цадоком и Бейтусом), эти ученики испортились, а за ними — и их ученики, которых прозвали “цдуким” — общее наименование для отрицавших устную Тору, и это было огромное несчастье на целую эпоху (хотя, несомненно, были и другие предпосылки).
И тут-то — самое удивительное: информация об этой ошибке великого мудреца не замазывается и не скрывается, а передается из поколения в поколение, как и об ошибках других великих — Моше, Давида, Шломо и т. д., и т. д. И о грехах и ошибках всех царей; и даже праотцев — Авраама и Яакова! (На Ицхака я, по правде говоря, критики никогда не видел, так что не знаю). Так и обо всех делах нынешних поколений и личностей откроется нам в будущем — что было более удачным и что менее удачным в их словах и делах, — можно не волноваться об этом!
А вообще, не касаясь р. Штейнмана, могу сказать одно: ни об отдельных людях, ни в целом о таком неописуемо грандиозном четырехтысячелетнем явлении, как иудаизм, во многом определившем пути всего человечества, нельзя судить по худшим образцам. Да и сами хилоним не любят, когда их так судят, — и они правы.
И одно могу сказать о себе: после того, как мне стала (очень и очень постепенно, на протяжении многих лет!) раскрываться грандиозная, совершенно неописуемая мудрость иудаизма, и я знаком с лучшими образцами, — я бы себя не уважал, если бы меня могли поколебать какие-то неудачные, непонятно по каким критериям подобранные раввины-чиновники в рабануте (о которых ты когда-то мне писал; скорее всего, кстати, даже там не все уж такие плохие) и другие имеющиеся в изобилии недостатки, естественные в нашем слабом поколении… Важно и то, какой ценой далось мне мое “вхождение в еврейство”, какие войны пришлось вести — и с властями, и с родными. (Других в этом смысле судить не берусь, учитывая, что у каждого своя непростая история, отличная от моей).
И последнее, возвращаясь к словам р. Штейнмана: он сказал что-то не так, по существу или по форме, — или мы его неправильно поняли? Я склоняюсь к последнему; обязательно вернемся к этому. Хотя вообще человек из плоти и крови, даже самый великий, не застрахован от ошибок. И если даже Моше, тоже человек из плоти и крови, своими ошибками, и другие великие, и даже целый народ — своими грехами, даже очень большими, не смогли поколебать и отменить великих истин и отменить Божественные планы, — а к таким истинам относится и все, о чем я писал относительно избраности и т. п., — то тем более не может этого сделать одно неосторожное слово, сказанное в наших поколениях.
А в целом — спасибо за интересный и ценный вопрос; не могу скрывать, люблю острые вопросы. Извини за задержку с остальными! У меня уже много накопилось в черновиках и еще больше в голове.
Привет Дане! Пока!
May 21, 2012