Автор: Пинхас Перлов
Привет,Саша!
Хочу, по обыкновению, воздать должное твоему последнему посланию. Если когда-нибудь я захочу написать вводную статью на тему пророчества, то, как я надеюсь, ты позволишь мне использовать приведенные тобой примеры (о мировом экономическом кризисе, о землетрясении в Японии и о мальчике, родившемся в бедном районе Рио де-Жанейро). Ясно, что Йешаяу, Ирмияу, Хизкияу и др. не считались бы пророками, ни великими, ни малыми, если бы выступали с подобными “пророчествами”, и не стали бы знаменитыми дальше ближайшей улицы. У меня даже возникла мысль, что ты помнишь что-то из базисных вещей, сказанных о пророчестве у Рамбама (Илхот есодот а-Тора, Законы основ Торы, есть в Гугле по-русски, гл. 7-10), поскольку твои примеры представляются как лучший образец нарушения этих принципов. Ведь прежде, чем говорить о чем-то, надо договориться, о чем будет разговор.
Итак, упомянем вначале самое общее понятие — “предсказание”, и тот важнейший факт, что не всякое “предсказание” — это “пророчество”. В эту минуту я могу предсказать, например, что через 2 часа и 2 минуты сядет солнце, но этим в качестве пророка не прославишься, поскольку время захода рассчитано на много-много лет вперед и написано в календарях на каждый день, как и время солнечных и лунных затмений и масса других вещей. С меньшей точностью и не на такое долгое время дают прогноз погоды и экономические прогнозы — на основе разных моделей, рассчитанные на мощных компьютерах. Вот уже долго время обходятся без ядерных испытаний — моделируют взрывы на самых мощных компьютерах. Сюда же попадает и твой пример — о мировом экономическом кризисе, если только это не просто болтнул кто-нибудь наугад. Он может и угадать — но это еще не делает его пророком, поскольку в другой раз он ошибется, а согласно Рамбаму этого быть не должно (есть у Рамбама еще и другие условия). И очень может быть, что сказавший это просто прочитал аналитичекую статью о состоянии мировой экономики.
Ошибиться может и модель — из-за упрощений и неучета все факторов, неожиданных событий и т. п. А еще есть знаменитый Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 г. и обещающий еще более страшный в этом году. Он не болтун — но пока еще и не пророк; то, что он говорит, — это больше, чем просто расчет, это “экспертная оценка”, — соединение расчета с интуицией и большим опытом. Далее, твой пример о землетрясении в Японии — либо кто-то просто сболтнул и это не стоит разговора, либо экспертная оценка, причем тривиальная и не вызывающая интереса, поскольку Япония — чемпион мира по землетрясениям, — но уж никак не пророчество. Предсказание о мальчике, родившемся в бедном районе Рио де-Жанейро и т. д., — тривиально, так как вероятность исполнения достаточно велика, ведь известно тому немало примеров, так что ни исполнение, ни неисполнение абсолютно ничего не доказывают.
Но если кто-будь предскажет даже слабое землетрясение в Японии, но с указанием точного времени, чего не дают никакие сегодняшние модели, или существенное землетрясение в Москве даже без указания точного времени, — то есть то, чего никак нельзя было рассчитать или предвидеть рационально, и это исполнится, — перед нами “кандидат в пророки”, хотя, по Рамбаму, есть еще условия.
В целом, пророчество — это предсказание, но не всякое, а такое, которое не является ни расчетом, ни экспертной оценкой, а наоборот, несет элемент неожиданности и противоречит расчетам и ожиданиям большинства людей. Очень важное для тех, кому оно сообщается, такое, которое должно научить их чему-то, или предостеречь, или сообщить им, что надо делать, — часто судьбоносное. По Рамбаму, есть еще условие: исходящее от человека достойного, мудрого, известного праведной жизнью и добрыми делами. Ясно, что пророчества о земле Израиля всему этому соответстует, а твои примеры — ровно наоборот.
Несомненно, большинство разумных и образованных людей на земле (в том числе все христиане и мусульмане) считают еврейское пророчество, как и иудаизм вообще, по меньшей мере, очень и очень значительным явлением в мировой истории. А ты, как мне показалось, пришел со своими примерами, чтобы смахнуть все разом, мелкое с великим и грешное с праведным, тыльной стороной руки, как крошки со стола на мусорный совок — и в помойку! Все равно, что останавливать танк голыми руками… Да, конечно, бывает фальшь — ведь ко всему великому липнет мелкое, а к чистому нечистое, — слетается, как мухи на мед. И потому сама Тора предостерегает о лжепророках, и соответственно Рамбам дает соответствующие правила, как их разоблачать, и положена им смертная казнь через удушение (по принципу мера за меру: они грешат речами, а речь человека — функция дыхания). Все это есть. Но ведь нельзя же из-за того, что есть фальшивомонетчики и есть какая-то часть фальшивых купюр в обращении, отменять всю денежную систему, или отменять всю мировую медицину с ее тысячелетним опытом из-за того, что есть “целители” — обманщики и шарлатаны!
А есть еще такая вещь, и даже в Торе, как “пророки настоящие, но — недостойые”. Бог обращался лично и к Лавану, и к Авимелеху, и даже великий пророк был у гоев — Билъам, большой грешник, — все они очень далеки от того, что требует от пророка Рамбам! — В двух словах, а то мне надо заканчивать: в них была конкретная нужда по ходу сюжета; это отдельная немалая тема. Так же, как позднейшие предсказатели (но уже не пророки) — Нострадамус, а совсем недавно Ванга. Бли недер, о них два слова в другой раз.
Пока! Привет Дане! Папа
Р. S. Совсем забыл! Есть сегодня кандидаты в пророки — которые думают, что “отдача оккупированных территорий” и “два государтва для двух народов” приведут к миру. Что это: расчет? На каком основании? Из какого опыта и каких фактов? Или это с небес, “от духа святого”? От какого бога вы приняли это и у какой такой горы Синай? Или, что скорее всего, вам просто так хочется, очень хочется, чтобы так это было, — и вам того довольно? Однако, что делать, на сегодняшний день это противоречит всему предыдущему богатому и достаточно длинному опыту ближневосточного конфликта.
January 23, 2013