Хотелось бы начать по порядку, то есть продолжить о пророчестве, но если ты уж затрагиваешь понятие “ненависти”, придется остановиться пока и начать с этой новой темы.
Прежде, всего — да, бывает у людей такое чувство, по самой природе человеческой, и оно не всегда незаконно. Есть вещи, которые мы оба с тобой ненавидим, например нацизм, разве нет? Или грабителей квартир и банков? Или мошенников, выманиваюих деньги у одиноких стариков? Или расизм — может быть, ты слышал, что творят болельщики Бейтара после того, что Гайдамак пригласил в команду двух чеченских игроков, мусульман… и пошла борьба, самыми безобразными методами, за “расовую чистоту” любимой команды!
Так что же мы здесь ненавидим? Тех полоумных болельщиков или расизм, который в них? Тогда как сами они, может быть, в разных отношениях приличные люди, даже с какими-то своими достоинствами? Рассказывает Ходорковский, каких людей он видел еще под следствием, до суда, и в лагере. Один такой проходил по наркотикам, а в милиции на него решили “навесить” еще одно нераскрытое дело — выхватывание сумок у старух (чем ловить действительного “исполнителя”, проще надавить и выбить признание из того, кто уже сидит. И в этом тоже подлости нет предела — на этот раз “стражей закона”). Так тот вскрыл себе живот, чтобы только не признаться: “Чтобы я такое западло (“мерзость” на воровском жаргоне) сделал?!” То есть, есть вещи, которые выходят за границы того зла, на которое этот человек, отнюдь не ангел, способен, — вещи, которые он ненавидит.
И вот, нужно различать хорошее и плохое в другом человеке и ненавидеть только плохое в нем, а не его самого, за редкими исключениями. (Как сказал Яаков о Шимоне и Леви (в связи с продажей Йосефа): “Проклят их гнев” — гнев, но не они сами). Ненавидеть зло не только в других, но и не меньше — в самом себе! А если кто против ненависти как таковой вообще, — так он, быть может, просто равнодушен ко злу, как сказал Лермонтов: “К добру и злу преступно равнодушны” — заметь, именно “преступно“… Равнодушие — тоже распространенное и отнюдь, отнюдь не лучшее качество, точнее — разновидность зла!
Исходя из этого, ясно, что ни я тебя, ни ты меня ненавидеть, не дай Бог, не можем. То же самое в моем отношении к левым; они за многие годы до моего приезда сюда сделали слишком многое, чем я здесь сегодня пользуюсь, чем все мы пользуемся. Тем более, что само понятие “левые” — растяжимое. Из того, что ты пишешь в последнем послании:
“Как видишь, нет в левой политике, или как минимум в моей интерпретации (за всех остальных ручаться не готов), никаких розовых грёз о всеобщем мире и гармонии. Всего лишь угрюмая и беспощадная реальность”,
ясно видно, что ты по взглядам “умеренный левый”, ни в коем случае не “крайний”, и не зря пишешь о “своей интерпретации левой политики” и о том, что “за остальных ручаться не готов”. Ибо крайние левые, “Шалом ахшав”, Га-арец и т. д., явно, слишком уж явно с тобой не согласны и таки находятся до сих пор в плену “розовых грёз” по поводу того, что произойдет, если Израиль вдруг возьмет и покинет “оккупированные территории”, — только этим можно объяснить их дела — объятия с разными Арафатами, организацию бойкотов и т. д. И против них “направлены мои стрелы”, как ты пишешь. (Но можно ли назвать это ненавистью — это еще вопрос). Есть, однако, вопрос: так ли уж они наивны? Может ли взрослый образованный человек, чуть-чуть знакомый с историей, быть таким наивным и пребывать в плену иллюзий, простительных сто лет назад, но никак не сегодня? А если не наивны, то что же тогда???
Только умоляю тебя: не делай из обилия вопросительных и восклицательных знаков в моем послании, из острого тона его выводов о какой-то ненависти. Да, я, как и всякий человек, не люблю тех, кто хочет меня убить, а также и тех, кто помогает тем, кто хочет меня убить. Тем более, что у меня есть дети, включая тебя, и внуки. А это очень меняет взгляд человека, он уже смотрит в будущее не с тем чувством, чем молодой и необремененный. Так что не суди торопливо.
Пока! Привет Дане! Папа
February 3, 2013