Под понятием “милитаризм” я подразумеваю что в Израильской культуре существует глубоколежащий культ армии и войны, который демонстрирует себя на всех уровнях общества. Начиная с государственного бюджета, продолжая нарративом преподающимся в школах, и кончая общественным мнением и поведением — публика видит в армии фактически святое заведение. Армия и войны имеют свои дни в календаре, и отношение публики к тем кто не выполняют предписанные обычая напоминает отношение религиозного человека к еретику; существует широко поддерживаемый миф о моральном превосходстве нашей армии, вплоть до непогрешимости стиля папы римского; в школе войны прославляются как самые эпические и возвышенные моменты нашего существования здесь; отказ служить в армии считается моральным пороком. Отношение к армии у нас напоминает что-то типа общеизраильской религии. Это я и называю милитаризмом.
Израильтяне очень любят объяснять что это связано с тем что армия нам здесь необходима для выживания; факт неоспорим, конечно, но объяснение совершенно не попадает в точку. Проблема в том что реальность и нужда создали в своё время сознание, а теперь уже сознание создаёт реальность. Никто не предлагает закрыть армию — но в то же время нам не удаётся, или мы не хотим, отказаться от милитаризма, и видеть в армии грязное (хотя иногда и необходимое) дело, которое очень желательно минимизировать до возможного предела, — а не, извини, центральный столп нашей национальной эрекции.
А про сионистов-атеистов и святую книгу — может быть они и были атеистами, но земля эта была выбрана ими не случайно; они не крутили глобус и наугад ткнули иголку, которая произвольным образом попала в Иерусалим. Несмотря на свой атеизм, они сюда приехали с этой книгой в руке. Мы это прекрасно понимаем, и это так же прекрасно понимали местные жители когда всё это здесь начиналось. Я совершенно не вижу тут никакой загадки.
Вообще в истории, по крайней мере в современной истории, очень мало настоящих загадок. Большинство процессов можно понять если желать этого — желать понять точку зрения другого, а не только оправдать свою. Это распространяется и на сегодняшнюю реальность. Меня очень умиляют люди которые удивляются как это так получается что “мир нас не понимает” в нашем конфликте с палестинцами, и относят это к провалу нашей “хасбара” или какому-то мифическому глобальному антисемитизму. Мне это напоминает водителя который едет по встречной полосе и удивляется с чего вдруг все едут в обратном направлении — все с ума сошли, один он нормальный. Это люди которым даже в голову не приходит что может быть проблема у них, а не у всех остальных…
Уточню: не обязательно у них. Может быть у них. Может быть частично у них. К сожалению, зачастую отсутствует даже самая минимальная интроспекция и самокритика.
По поводу решения — раз ты говоришь что до прихода Машиаха решения не будет, то в таком случае нам нет резона вообще эту тему обсуждать, т.к. строить гипотезу что будет после прихода Машиаха бесполезно. Только имей в виду что пока мы его ждём в безделье, мы можем капитально пролететь, как пишет например Юваль Дискин тут: http://news.walla.co.il/?w=/2952/2659810 . В таком случае и ты, как и я, принимаешь как легитимный исход разрушение и потерю государства Израиль.
Сказать что безделье (и продолжение безобразий) это умеренность — можно, конечно… Я бы так это не назвал. Но мы не обязаны соглашаться. Из любопытства, по твоему строительство новых поселений это тоже умеренность?
July 17, 2013