Автор: Пинхас Перлов
Привет, я конечно, в предыдущем письме не успел ответить по вем пунктам, поэтому продолжаю.
Еще несколько слов о милитаризме, точнее о культе армии, который действительно был и гораздо меньше есть сейчас, как я говорил. Но не культ войны, которого никогда не было… откуда ты только это взял? Вообще есть такой прием в ходе психологической войны: постараться прицепить к тому, что есть, также то, чего не было и нет, лишь бы опорочть противника. А для этого, прежде всего – представлять события в отрыве от контекста, от всей совокупности обстоятельств. К примеру: некий гражданин Х разбил нос гражданинам Y и Z; это хорошо или плохо? Несомненно плохо! Но при ближайшем рассмотрении, оказывается, дело было так: ночью в темном переулке на гражданина Х набросились Y, Z (и еще пятеро других). Хотели его убить. Причем планов своих не скрывали ни перед нападением, ни за многие годы до него (вспомни погромы 29-го года, но не только). Но Х не только одолел их всех, но и сильно разбил им носы, хотя и сам потерял немало крови. Но главное – уцелел, хотя все стратегические преимущества вначале были на стороне нападавших. Таким образом, он не только себе, но и им сделал добро: не дал им стать убийцами, преступниками, сотворившими новую Катастрофу всего лишь через три года перед предыдущей – не дал им совершить преступление, которое вошло бы в мировую историю наравне с предыдущей Катастрофой!
Так вот, о “культе армии”. В еврейском ишуве, а точнее уже в молодом государстве, как рассказывают и я видел в книгах, после Войны за независимость было ощущение чудесного спасения, и то же самое – в 1967. В такой ситуации в первое время, пока ощущение едва миновавшей смертельной опасности было еще свежим и сильным, люди чувствуют огромную потребность выразить кому-то благодарность за это спасение и жить дальше, полагаясь на этого “кого-то”: ведь враги никуда не делись, только отступили и строят те же планы. Так кто же он – спаситель, и на кого надеяться дальше? Понятно: для религиозных это – Бог, а для светских – армия! Кто же еще? Вот тебе и весь милитаризм! Более того: культ армии, даже когда он был сильнее всего, – это был лишь культ силы, которая способна предотвратить войну, а самой войны никто не хотел!
Еще несколько слов о милитаризме, точнее о культе армии, который действительно был и гораздо меньше есть сейчас, как я говорил. Но не культ войны, которого никогда не было… откуда ты только это взял? Вообще есть такой прием в ходе психологической войны: постараться прицепить к тому, что есть, также то, чего не было и нет, лишь бы опорочть противника. А для этого, прежде всего – представлять события в отрыве от контекста, от всей совокупности обстоятельств. К примеру: некий гражданин Х разбил нос гражданинам Y и Z; это хорошо или плохо? Несомненно плохо! Но при ближайшем рассмотрении, оказывается, дело было так: ночью в темном переулке на гражданина Х набросились Y, Z (и еще пятеро других). Хотели его убить. Причем планов своих не скрывали ни перед нападением, ни за многие годы до него (вспомни погромы 29-го года, но не только). Но Х не только одолел их всех, но и сильно разбил им носы, хотя и сам потерял немало крови. Но главное – уцелел, хотя все стратегические преимущества вначале были на стороне нападавших. Таким образом, он не только себе, но и им сделал добро: не дал им стать убийцами, преступниками, сотворившими новую Катастрофу всего лишь через три года перед предыдущей – не дал им совершить преступление, которое вошло бы в мировую историю наравне с предыдущей Катастрофой!
Так вот, о “культе армии”. В еврейском ишуве, а точнее уже в молодом государстве, как рассказывают и я видел в книгах, после Войны за независимость было ощущение чудесного спасения, и то же самое – в 1967. В такой ситуации в первое время, пока ощущение едва миновавшей смертельной опасности было еще свежим и сильным, люди чувствуют огромную потребность выразить кому-то благодарность за это спасение и жить дальше, полагаясь на этого “кого-то”: ведь враги никуда не делись, только отступили и строят те же планы. Так кто же он – спаситель, и на кого надеяться дальше? Понятно: для религиозных это – Бог, а для светских – армия! Кто же еще? Вот тебе и весь милитаризм! Более того: культ армии, даже когда он был сильнее всего, – это был лишь культ силы, которая способна предотвратить войну, а самой войны никто не хотел!
July 21, 2013