Автор: Пинхас Перлов
Продолжение.
Почему еще нужна хеврута, кроме сказанного выше. Очень важный источник расхождений во мнениях: личные пристрастия, любовь и нелюбовь к чему-то, – надо проверять себя, и как раз соперник может поймать тебя на том, что твои выводы не из головы, а “из живота”; не выводы делаются из аргументов, а аргументы подбираются под заранее заказанные выводы. (Все это относится и ко мне, и к любому человеку).

Короче, тот, кто ищет истину без хевруты, – как боксер, который дерется только с боксерской грушей, или борец без напарника, или шахматист, играющий с самим собой… И русские, или вообще неевреи, тоже говорят: “в споре рождается истина”! Но у евреев – самая прочная традиция “спора во имя истины”, и это особенно сильно началось в эпоху 2-го Храма – спор школ Шамая и Илеля и далее до сих пор. (Интереснейший вопрос, почему именно оттуда, а не с 1-го Храма; в другой раз).


И вообще: как относиться к ударам, полученным от соперника? Плачет ли боксер? В настоящем споре надо воспитывать в себе способность принимать каждый удар как драгоценное приобретение, как будто тебе деньги платят! Даже если не совсем все правильно в этом ударе, и ты находишь на него опровержение, контрудар! (Все это, конечно, если оба ведут этот спор во имя чистой истины).

И вот, этот самый спор в процессе поиска истины, сначала с самим собой, а по его окончании – с живым противником, – он и есть тот самый “необходимый труд”, который создает необходимую, правильную – “благословенную сложность” и убирает плохую, неправильную, вводящую в заблуждение – “проклятую простоту”!

И когда подобные рода споры становятся образом жизни целого народа на протяжении поколений, многих столетий вплоть до тысячелетий (кстати, и всеобщая грамотность как необходимое условие этого) – образом жизни значительной части народа, а не крохотной элиты, – это и есть она – она, та самая избранность! (Ругаемая и высмеиваемая теми, кто представления не имеет, что это такое!)


Кстати, “Вопросы к раву” – это тоже “хеврута”, хотя не все там так просто, как со следами в пустыне, – хотя и этот “раунд” интересный и полезный, и имеет свои важные выводы. И тому, кто избегает подобного рода “вопросов к раву”, а таких немало, можно сказать: ты не доказал, не пожелал доказать крепость своей веры и свою эрудицию в Торе! (Хотя я и не обязан дать ответы на все, что там есть, конечно. Я могу сказать: на то, на что я не могу дать сейчас ответа, могут дать другие, более сильные и знающие, чем я, или я сам через какое-то время).