А теперь по существу. Ты пишешь: “Твой ответ, как ни странно, блестяще иллюстрирует мою точку зрения, которую я пытался тебе зарисовать в прошлых письмах. Ты описываешь колебания верующего человека; такие трансгрессии свойственны уже нашедшему правду человеку, и они не имеют ничего общего с её поиском, или точнее, с тем здоровым скептицизмом, который необходим для поиска”.
Отвечаю тебе на это так: тем моим посланием я только начал тему. Тему непростую. Треугольник понятий: “ЗНАНИЕ; СОМНЕНИЕ; ВЕРА”.
…”С тем здоровым скептицизмом, который необходим для поиска”…
Ооо! “Самое оно”, как говорят! Что ты называешь “здоровым скептицизмом”? Что, бывает больной?
Ну конечно же бывает! На обе стороны. Бывает чахлый, еле живой, в результате – наивное легковерие и в крайней форме своей – фанатизм. А бывает и скепсис чрезмерный – тупое бессмысленное отрицание. Столь же тупое, как тупая вера. Тупость – общий признак обоих.
Рассказывают, пришел однажды молодой изобретатель к профессору: “Я хочу изобрести Универсальный Растворитель! Растворяет абсолютно все!” – “Молодой человек! А в чем вы его держать будете?” Так и тотальный, не знающий границ скептицизм, в действительности разрушающий всякую веру и знание..
Общая формула здорового скептицизма “максимально возможный ‑ но обоснованный”. Чем больше сомнений, тем лучше, но – при этом – у них должна быть причина. Бритва Оккама должна быть приложима, должна быть одинаково беспощадна и к знанию, и к вере ‑ но и к сомнениям тоже.
Невозможно сомневаться тотально во всем. Ты пишешь: “Трансгрессии свойственны уже нашедшему правду человеку”. Что это такое – “нашедший правду человек”? Правда – некая “точка истины”, а сомнения всякого рода (не только того специфического вида, о которых я писал, есть и другие) выталкивают человека из нее наружу ‑ но вовсе не к нулю, не к полному отказу от уже добытой правды, не к изначальному тотальному младенческому незнанию, а к некоторой другой “точке истины”, обычно не слишком далекой от первой, как к итогу нового этапа поиска, ‑ и так он, поиск этот, продолжается непрерывно, своим извилистым путем. Но при этом всегда остаются добытые всем этим трудом частицы истины, для сомнения в которых уже нет оснований, которые – как фундамент, стоящий незыблемо, пока здание продолжает расти вверх. Так и в науке, и в технике, и в вере – “здоровой вере”, конечно.
И вовсе не все зависит от любви или нелюбви к “крему в пироге”. Хотя как у кого; слишком у многих это, к сожалению именно так, как ты описал, и Йешаяу Лейбович (но многие – это не все). А слишком у немногих, к сожалению, ‑ так, как должно быть – истинная вера и знание, добытые через разумный здравый скептицизм, который есть чрезвычайно важный инструмент обретения и знания, и веры, а вовсе не их враг.
April 2, 2014